Maltese Falcon

Хотя с момента спуска на воду Maltese Falcon прошло более десятилетия, эта яхта по-прежнему привлекает к себе самое пристальное внимание.

История создания

Яхта была построена в 2006 году на итальянской верфи Perini Navy, переживающей сегодня не самые лучшие времена. «Сокола» создали по заказу американского бизнесмена Тома Перкинса, возжелавшего получить большую парусную яхту. Легенда гласит, что заказчик, когда ему представили первый проект, пришёл в ужас от количества необходимого такелажа и от того, насколько им загромождается всё свободное пространство на верхней палубе. Судостроители задумались над тем, как решить эту проблему и вспомнили про парусное вооружение DynaRig, разработанное немецким инженером Вильгельмом Прельссом ещё в 60-х годах 20-го века.

Изначально вооружение DynaRig предназначалось исключительно для крупнотоннажных грузовых судов, основная идея состояла в том, что оно позволит значительно экономить топливо при дальних переходах. Главная особенность DynaRig в том, что паруса убираются не к реям, а к самой мачте, благодаря чему можно обойтись без бегучего и стоячего такелажа и полностью автоматизировать управления, уменьшив размер команды. При этом сами мачты являются подвижными, благодаря чему паруса можно ставить под разным углом к ветру.

Прельсс запатентовал своё творение и даже сумел создать компанию, которая должна была популяризировать DynaRig. Но возрождение грузового парусного флота так и не состоялось. И хотя энергетический кризис 70-х годов прошлого века и вызвал некоторый интерес к данному типу парусного вооружения, популярным оно так и не стало. Технологии того времени не позволили создать действительно удобное и надёжное решение.

Главная проблема DynaRig – в сложности реализации. И не удивительно, что многие отговаривали Перкинса от столь необычного шага. Но будучи венчурным капиталистом он привык рисковать и решил попробовать. В результате и появилась на свет самая необычная на момент спуска на воду яхта, споры о достоинствах и недостатках которой не утихают и по сей день. Любители новейших технологий всегда были от неё в восторге. У поклонников же традиционных подходов «Сокол» всегда вызывал лишь насмешку.

Maltese Falcon, фото Perini Navi.

Доподлинно неизвестно, во сколько обошлось строительство «Мальтийского сокола». Называются суммы от 150 до 300 миллионов долларов, но всё это – не более чем предположения. Своё название яхта получила в честь настоящей классики американского кино – фильма «Мальтийский сокол», снятого в 1941 году и основанного на одноимённом романе знаменитого автора детективов Дэшилла Хэммета.

Нужно сказать, что формально строительство «Сокола» началось ещё в 1989 году, изначально это была обычная парусная яхта (правда, очень большая). Но заказчик не смог оплатить её постройку и почти готовый корпус почти десятилетие «пылился» на верфи в Тузле, пока не появился Перкинс со своими необычными идеями.

Техническая сторона проекта

Парусное вооружение DynaRig разрабатывалось для очень больших кораблей и «втиснуть» его на борт яхты, пусть даже и имеющей длину 88 метров, оказалось очень непростой задачей, которая была возложена на нидерландскую компанию Gerard Diikstra&Partners. Пересматривать пришлось буквально всё, над проектом работало множество людей из самых разных компаний, которым пришлось решать множество необычных инженерных вопросов. Но результат того стоил!

Три мачты из углеволокна, толщиной в 1,3 метра в основании, несут 15 парусов, общей площадью 2400 кв.м.

На создание парусной системы были потрачены десятки тысяч человеко-часов, для её тестирования было создано несколько моделей яхты, причём самая крупная их них имела длину в 15 метров и была радиоуправляемой. Три мачты из углеволокна, толщиной в 1,3 метра в основании, созданы британской компанией Insensys, Ltd. Они несут 15 парусов, общей площадью 2400 кв.м. При этом, благодаря отсутствую зазоров, паруса на каждой мачте действуют как единое аэродинамическое крыло, для полного раскрытия которого достаточно 6 минут. В сложенном виде паруса спрятаны в самой мачте, из которой они выдвигаются на манер шторы. Кстати, именно необычное расположение парусов в своё время вызвало немало споров, многие сомневались в надёжности полых мачт.

Всё максимально автоматизировано, благодаря сложнейшей электронной системе для управления яхтой достаточно лишь одного человека. За слаженную работу всего оборудования отвечает специальная компьютерная система, причём впоследствии Перкинс утверждал, что лично написал для неё часть необходимого кода. Повсюду буквально «натыканы» всевозможные датчики, отслеживающие различные показатели и чутко реагирующие на их малейшие изменения. А панель управления на мостике выглядит так, будто бы её позаимствовали у космического корабля.

Maltese Falcon, фото Perini Navi.

И вот тут мы сталкиваемся с тем, что вызывает больше всего дискуссий. Дело в том, что для управления мачтами используются внушительные электродвигатели, работающие от дизельных генераторов. Иными словами, даже идя под парусами, яхта активно расходует горючее, что и служит поводом для иронических замечаний со стороны любителей классических парусников. Естественно, что ни о какой экологической чистоте традиционного парусного судна речи тут не идёт.

Что же касается максимальной скорости, то утверждается, что один раз «Соколу» удалось развить 20 узлов, идя под парусами. Но данная информация кажется некоторым экспертам недостоверной, они утверждают, что цифра была завышена с целью привлечь дополнительное внимание к яхте.

Помимо парусов, «Мальтйский сокол» оснащён также и двумя дизелями Deutz суммарной мощностью в 4000 л.с., способными сообщить судну крейсерскую скорость в 16 узлов и максимальную в 19,5 узлов. Этого достаточно для того, чтобы пересечь Атлантический океан за 10 дней.

Иными словами, проект получился настолько же интересным, насколько и спорным. Действительно ли яхта так хороша, как о ней говорят почитатели, или же имеет так много недостатков, как описывают скептики, известно лишь ограниченному кругу людей, имеющих к ней непосредственно отношение. Но с уверенностью можно сказать одно – «Мальтийский сокол» был и остаётся одним из самых красивых судов за всю историю мореплавания, и никого не оставляет равнодушным.

Роскошь на борту

Maltese Falcon, фото Perini Navi
Maltese Falcon, фото Perini Navi.

Яхта великолепна не только снаружи, но и внутри. Она способна принять на борт 12 гостей, для которых предусмотрено 6 роскошных гостевых кают, оформленных с применением самых разных материалов и стилей. Тут и «холодный» хай-тек с активным использованием металла и стекла, и «тёплые» включения драгоценных пород дерева и натуральной кожи. Разработчики интерьера из британской компании Ken Freiyokh стремились создать как можно более просторные помещения, активно применяя естественное освещение. А прозрачные двери и переборки визуально увеличивают и без того немалое пространство.

Maltese Falcon, фото Perini Navi.

На борту нашлось также место для просторной столовой, двух кабинетов, великолепного трёхпалубного атриума и других помещений самого разного толка. Интересно, что грот-мачта также является оригинальной частью интерьера – её основание закрыто прозрачными круглыми панелями и пассажиры могут наблюдать за вращением мачты при движении судна под парусами.

«Мальтийский сокол» сегодня

Перкинс не слишком долго наслаждался своей «игрушкой» и в 2008 году яхта была выставлена на продажу, причём по цене, которая явно была ниже стоимости её постройки – 115 миллионов евро. Этот факт лишний раз убедил скептиков в провальности проекта, который в итоге разочаровал своего хозяина. Так это или нет неизвестно, причины продажи не сообщаются, но с 2009 года «Мальтийский сокол» принадлежит компании Pleon Limited и используется как чартерная яхта. Стоимость аренды составляет 350 000 евро в неделю и многие богатые люди охотно пользуются возможностью отдыха на борту одной из самых необычных яхт современности. В основном она используется для круизов по Средиземному и Карибскому морям, но иногда путешествует и по другим направлениям.

«Сокол» по-прежнему входит в пятёрку самых больших парусных яхт в мире, занимая 5-е место. Впрочем, если мерить по длине только корпуса или по ватерлинии, не учитывая бушприт, то место будет уже не 5-е, а даже 3-е. Ведь длину занимающих 3-е и 4-е места классических парусников Eos и Athena указывают именно с бушпритом, что, по мнению некоторых экспертов, не совсем корректно.

За годы своего существования Maltese Falcon завоевал почти два десятка различных престижных наград, как за дизайн, так и за технические новшества. Эта яхта неизменно привлекает к себе самое пристальное внимание во всех портах, как со стороны профессионалов, так и простых обывателей.

Несмотря на то, что проект вызвал очень много споров, в 2016 году нидерландским судостроителем Oceanco была построена яхта Black Pearl, длиной в 106,7 метра, которая является сегодня самым большим в мире парусником с вооружением DynaRig, с общей площадью парусов в 2900 кв. м. Также она занимает второе место в рейтинге самых больших парусных яхт в мире, уступая только яхте «А», длиной 144,03 метра. Появление «Чёрной жемчужины» нередко приводят как контраргумент противникам Maltese Falcon, считающим DynaRig неэффективным решением.

Характеристики яхты Maltese Falcon

  • Длина наибольшая 88 м
  • Ширина 12,6 м
  • Осадка 6 м
  • Водоизмещение 1240 т
  • Высота 58,2 м
  • Площадь парусов 2400 кв.м
  • Скорость 16 узлов
  • Скорость максимальная 19,5 узлов
  • Пассажировместимость 12+16 (команда)

Рубрика: Яхты; метки: , , .
Публикации по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *