Статьи — Nordic Tug 26: он вернулся!
 

Nordic Tug 26: он вернулся!

Azimut-Benetti »
Италия, Турин

Catana »

Nautor’s Swan »
Финляндия

Nuvari »
США,

Elan Marine »
Словения, Бегунье на Гореньскем

Maxum »
США, Арлингтон

Jade Yachts »
Тайвань, Каосуин

North Shore »
Великобритания

SeaLine »
Великобритания, Киддерминистер

Рикошет Дизайн Группа »
Россия, Санкт-Петербург

Albemarle »
США

Admiral CNL »
Италия, Лаванья

Текст: Фарит ВАЛИУЛЛОВ
4 февраля 2009 года
В 80-е годы на верфи Nordic Tugs Inc. родилось небольшое судно длиной 26 футов в стиле буксиров 30-х годов. На Международном Бот-шоу Сиэтла 1980 года Nordic Tug 26 произвел настоящий фурор.

В 1974 году Америку потряс нефтяной кризис. Продажи автомобилей катастрофически падали, а уж производство моторных лодок и вовсе вошло в состояние клинической смерти. Но для кого война, а для кого мать родна. Джерри Хастед, президент компании Blue Water Boats из штата Вашингтон, что выпускала 38-футовые кэчи «Ингрид» по норвежским мотивам, разработанным когда-то Колином Арчером, задумался о возможности производства достаточно мореходной и комфортабельной моторной лодки с очень малым расходом топлива. Постепенно возникла концепция судна.

Приемлемую мореходность и максимальный внутренний объем при минимальных размерениях обеспечивала лишь компоновка традиционных буксиров. Но в этой компоновке содержался еще и сильный маркетинговый ход. С одной стороны, владелец маленькой лодки с внешностью могучего буксира чувствовал себя настоящим мореманом. С другой стороны, поскольку в решении о приобретении семейной лодки веское слово имеет женщина, Хастед с успехом использовал персонаж из культовой детской книжки художника и писателя  Hardie Gramatky «Little Toot», переведенную на многие языки и разошедшуюся по миру миллионными тиражами. В 1939 году Харди, глядя на снующие по Ист-Ривер суда, придумал одушевленный озорной буксирчик, назвав книгу о его приключениях «Маленький гудок» и снабдив собственными иллюстрациями, за что удостоился звания классика американской детской литературы. К слову, аналогичный персонаж нам знаком по советскому мультфильму «Катерок».

Ни одна женщина, которой читали эту книжку в детстве, и которую она читала своим детям, не смогла бы отказать мужу на предложение: «Дорогая, давай купим новую лодку. Знаешь, такой милый Little Toot».

В результате творческих мук и упорного труда Джерри Хастеда и его друга, конструктора Линна Сенау, родилось небольшое судно длиной 26 футов в стиле буксиров 30-х годов. Уверенный в успехе предприятия Хастед, его брат Джим, и страстный любитель лодок, предприниматель Гейл Дэвис в 1979 году учредили Nordic Tugs Inc. С названием долго не мудрили. Здесь сказалась приверженность Хастеда к северным, норвежским традициям судостроения, олицетворяющим мореходность и надежность, ну а Tugs – буксиры – появилось само собой, поскольку облик лодки уже сформировался. Лодку под номером 1 нарекли несерьезным именем BeeBee, но если вспомнить образ Little Toot, то все становится понятно. На Международном Бот-шоу Сиэтла 1980 года Nordic Tug 26 произвел настоящий фурор. За неделю было принято 54 заказа! Серийный выпуск буксирчиков с традиционным для Америки стеклопластиковым корпусом наладили на площадях Blue Water Boats, ради чего пришлось свернуть производство парусных яхт. Nordic Tug 26 делали и в рыболовном варианте без задней каюты, и с одной лишь правой дверью в рулевой рубке, и с различной внутренней планировкой кают.

Конструкторы верфи тем временем занимались новыми разработками. В 1985 со стапелей сошел первый Nordic Tug 32, увеличенная копия первенца компании и на сегодняшний день их построено чуть больше 300 штук. С 1997 года построено 110 кораблей, а иначе это судно уже не назовешь, Nordic Tug 42. В 1998 году нишу между NT-32 и NT-42 занял Nordic Tug 37 (построено более 200 лодок). Потребитель хотел больше размера, больше комфорта, и бедняга Little Toot оказался чужим на этом празднике жизни. Вместе с началом выпуска 42-го, последний Nordic Tug 26 с порядковым номером 172 покинул ворота компании, которая слишком буквально следовала поговорке «Дальше – больше». В 2003 году свет увидел Nordic Tug 52 (сегодня он уже называется Nordic Tug 54), а в прошлом году представили Nordic Tug 49. Причем, все «буксиры» от Nordic имеют почти идентичную внешнюю архитектуру, так, что неискушенный зритель издали и не поймет, какая модель проплывает. Все дело лишь в размерах. Не слишком напряжённая работа у дизайнеров Nordic!

С начала своей деятельности верфь Nordic Tugs построила более 800 судов, которые приобрели у американцев некий ореол культовости. Издаются журналы, ежегодно на обоих побережьях и на Великих озерах проводятся фестивали «буксиров». Вроде все хорошо, но почивать на лаврах компания не собиралась. Здесь надо отдать должное прозорливости руководства Nordic Tugs в лице президента Джима Кресса, к несчастью, осенью погибшего на собственном мотоцикле. Еще до кризиса он принял решение возродить производство Nordic Tug 26, не в последнюю очередь, ориентируясь на европейский рынок, где большие «буксиры» компании никогда не будут пользоваться устойчивым спросом.

В компании споро взялись за работу, благо матрицы пылились на складах, и вот чуть помолодевший старина Nordic Tug 26 под №173 в конце октября прошлого года был спущен на воду. Ни обводы, ни размеры не претерпели никаких изменений. Лодка вместе с якорным роульсом имеет длину 8 метров и ширину 2,9 метра. Сухой вес буксирчика 3084 килограмма, а осадка составляет 0,8 метра. Чуть подретуширована внешность. Вместо деревянных дверей появились пластиковые, а резиновые уплотнители окон больше не бросаются в глаза, поскольку закрыты отбортовками обшивки. Немного изменились абрис боковых окон. В автостроении все это называется фейслифтингом.

Палубу Nordic Tug 26, покрытую нескользящим покрытием, опоясывает комингс шириной сантиметров семь. На нем крепятся шесть 20-сантиметровых швартовных уток и релинги из дюймовой полированной «нержавейки». При желании всю надстройку можно обойти по палубе, но в районе заднего салона ширина потопчины значительно уменьшается, поэтому пробираться там не очень удобно. Хотя держаться есть за что: по крыше и салона и рулевой рубки проложены мощные релинги. Посему в кокпит лучше попасть через внутренние помещения.

Вход с палубы внутрь Nordic Tug 26 осуществляется через сдвигающиеся вперед двери с удобными трубчатыми ручками-скобами. Поскольку высота дверей меньше высоты рубки под ними расположены откидные подножки. Обзор из рулевой рубки (или капитанского мостика, как будет угодно) просто великолепный. Три передних окна с регулируемыми стеклоочистителями и два боковых, щедро остекленные двери и два задних окошка со опускными секциями для вентиляции позволяют надежно контролировать обстановку вокруг судна. Так что боковые иллюминаторы выполняют скорее декоративную функцию. Высота в рубке - 1,88 метра.

1 2 3 4

Здесь находятся два высоких рундука-сиденья для капитана и пассажира и пост управления. На нем кроме штурвала и привода ДУ сосредоточен длинный ряд включателей, две панели электрических переключателей с предохранителями, и многофункциональный информационный дисплей SmartCraft VesselView отображающий все функции, как двигателя, так и других судовых систем вплоть до скорости. Но управлять из рубки носовым подруливающим устройством Lewmar и электрической якорной лебедкой той же фирмы можно будет, лишь заказав их в виде опции. В стандартное оснащение входит зарядное устройство для аккумуляторов, инвертор и компас Ritchie. Остальной «навигацией» владелец может укомплектовать судно самостоятельно в соответствие с запросами и кошельком благо места для установки приборов предостаточно, включая традиционный для Nordic короб над лобовым стеклом. Интересно, что большая часть Nordic Tug 26, эксплуатирующихся  в Америке, снабжена радарами, но это скорее для создания пущего имиджа буксирчика.

Из рулевой рубки две подсвечиваемые ступени вниз ведут в носовую каюту с оборудованной рундуками V-образной койкой и двумя бра для чтения. Освещение и вентиляция каюты осуществляются через 20-дюймовый потолочный люк и иллюминатор  по левому борту. А вот дверь в кубрик не предусмотрена. Видимо при столь миниатюрных габаритах помещений это невозможно, хотя некая приватность в спальной каюте не помешала бы.

Слева от трапа два довольно глубоких запирающихся шкафчика, а справа дверь в гальюн. Он в плане расширяется к борту и за счет этого остроумного решения внутри оказывается больше, чем кажется снаружи. Зрительному расширению пространства способствует и внутреннее зеркало почти во всю площадь двери. Естественное освещение и вентиляция гальюна через тонированный иллюминатор.

В кормовую каюту из рубки спускаешься тоже по трапу с двумя ступенями, оснащенными ночной подсветкой. Высота в кормовом салоне как на «взрослых» яхтах – 1,93 метра, а по подволку проходят два тиковых релинга дабы было за что ухватиться во время качки. По правому борту расположено «купе» с объемистыми рундуками, которое раскладывается в двуспальную кровать. Напротив него высокий шкаф и камбуз. В стандартное оснащение камбуза входят мойка из «нержавейки», холодильник Nova Kool объемом 68 литров и спиртовая плита Kenyon с двумя конфорками. Установка газовой плиты с инсталляцией всего необходимого оборудования включена в список опций. Столешница покрыта искусственным камнем Wilsonart (цвет выбирает заказчик), дверцы открывающихся и выдвижных шкафчиков выполнены из ламинированных шпоном панелей. Чистая вода на камбуз подается из двух баков общим объемом 150 литров, а горячая, так же как и в гальюн, из 22-литрового бойлера, входящего в стандартное оснащение.

Рулевая рубка и кормовой салон объединены в общее пространство, а визуально их делят лишь разноуровневость, да узкие спинки передних диванчиков. Это позволяет создать иллюзию простора при весьма скромном объеме помещений. Легкости и воздушности кормового салона способствуют также большие окна (передние – со сдвижными секциями), через которые открывается захватывающий вид на проплывающие мимо красоты как для сидящих за столом, так и для стоящего у плиты кока. Кстати, все окна на судне слегка тонированные. В кокпит ведет распашная дверь на трех петлях с огромным стеклом и откидывающийся стеклянный люк. В небольшом, примерно 1,2 х 2,3 метра, но уютном кокпите к стенке салона приформован запирающийся рундук, где очень удобно сидеть, любуясь бурлящей за кормой водой и убегающей волной.

Но что бы вода забурлила надо отдать швартовы, вернуться в рулевую рубку и кнопкой завести двигатель установленный в машинном отделении под пайолом. Типично по-американски Nordic Tug 26 обладает хорошей энерговооруженностью. В стандарте он оборудован 110-сильным пятицилиндровым дизелем Volvo Penta D3 с реверс-редуктором Hurth. Интересно, что для «Нордиков» Volvo Penta поставляет двигатели не традиционного зеленого цвета, а окрашенные белой эмалью в цвет палубы «буксиров». Для особо патриотичных американцев в качестве опции возможна установка двухлитрового дизеля Cummins той же мощности, но уже с трансмиссией ZF25А. Оба редуктора абсолютно идентичны, лишь продаются под разными названиями, и почему так развели эти бренды по двигателям непонятно.
Такие силовые установки позволяют Nordic Tug 26 развивать максимальную скорость 13,5 узлов, чего достаточно для быстрого укрытия в бухте при ухудшении погоды, а кормовой дифферент примерно в 10 градусов, вполне приемлем. Единственная неприятность – в выхлопной патрубок за час вылетает около 19 литров солярки. На крейсерской же скорости в 6,8 узла Nordic Tug 26 идет на ровном киле, расход топлива при этом составляет 4,2 литра в час. Так что полной заправки бака объемом 284 литра хватит на 830 километров спокойного плавания. Плавать же лучше спокойно, поскольку увеличение скорости лишь до 8 узлов, до 8 литров в час увеличивает расход топлива.

Заказы на Nordic Tug 26 уже принимаются по цене около $190.000, что ввиду новизны лодки представляется несколько завышенным. Поясню. Если выстроить график модельного ряда Nordic Tug по длинам в футах – 54,49,42,37,32,26, и по стоимости базовой комплектации, получаются пропорционально снижающиеся почти прямые линии. Лишь для самого маленького «буксира»  линия цены резко поднимается вверх, даже несмотря на простенькую отделку кают и скромную базовую комплектацию в сравнении со «старшими братьями»,. Судя по этим графикам, точка цены модели «26» должна располагаться в районе 130-140 тысяч долларов. Так, что не спешите: ажиотаж стихнет, цены упадут, а там и кризис пройдет.

Но обладать такой лодкой стоит! 26-й буксирчик находится в абсолютной гармонией с природой, не возмущает водную гладь, а лишь украшает ее. Да и положительную энергетику добрых и умиленных взглядов, обращенных на него с берега или проплывающих мимо судов, передаст всей своей команде. Не будет ничего удивительного, если капитаны сухогрузов и теплоходов на встречных курсах будут приветствовать Nordic Tug 26 судовым гудком. А в ответ услышат ваш «Little Toot».


Подписка на новости









Магазин